понедельник, 12 ноября 2012 г.

понедельник, 12 ноября 2012 г.

САМО о турбизнесе


Интервью с генеральным директором «САМО-Софт»
Антоном Россихиным.

До конца года остается чуть более полутора месяца. С  оглядкой на уходящий год мы по обычаю подводим предварительные итоги нашей профсреды, анализируем сложившуюся за год ситуацию в туристической отрасли и размышляем о дальнейших перспективах турбизнеса. Представляем небольшой отрывок из интервью генерального директора САМО-Софт по вопросам от коллег турбизнеса.  








1.       На сегодняшний день в туризме достаточно много разработчиков различного специализированного программного обеспечения. Ваше отношение к ним?
Разные разработчики – разное и отношение. Отношение к разработчикам ровно такое, какое у них к своему продукту и, возможно главное, к потребителю своего продукта. Если кто-то ошибается, заблуждается или расслабляется, момент упущенных возможностей дает о себе знать. Полная ответственность за свои программные разработки, умение превращать идеи и пожелания  клиента в готовые решения – залог признания. Выживает мудрейший.

2.       Часто слышим утверждение, что автоматизировать турфирму сейчас очень дорого, особенно для регионов России. Почему, на Ваш взгляд?
Я думаю, автоматизировать турфирму дешевле, чем большинство других участников малого бизнеса. То, что я слышу о снижении своих комиссий агентствами в регионах, говорит лишь о низкой доходности турагентского бизнеса. Почва сейчас настолько благодатна для появления агентств-однодневок, мечтающих обогатиться быстро и зачастую нечестным путем, что вызывает массовое недоверие среди клиентов, жесткую конкурентную борьбу за них и как следствие низкую маржу по сделкам. Компания, которая пришла в турбизнес, где на дороге в 500 метров может оказаться от 2 до 5 вывесок турфирм, должна четко понимать, чем и как она сможет привлечь клиента и удержать его. Сэкономив на самом важном этапе построения своего бизнеса, можно проиграть итоговую борьбу за клиента и свое место под солнцем. Отсюда имеем результат – бедность, жалобы  и подобные утверждения.

3.   Турбизнес очень быстро видоизменяется в эру развития it-технологий. Можете предположить, что с отраслью будет дальше (например, в перспективе 5-10 лет)?
Если бы я мог дать хоть сколько-нибудь приблизительный прогноз на ближайшее десятилетие?! А вот в ближайшие года три, мне кажется, бизнес  существенно сместится в сегмент B2C, причем потребители туруслуг будут пользоваться в основном мобильными приложениями и разнообразными Online сервисами. 

4.        Представим, что Вам под силу что-то глобально изменить в туротрасли. Может что-то Вы хотели бы поменять?
Я очень хотел бы иного отношения к развитию внутреннего и въездного туризма, т.е. хотел бы сделать дураков умными, а дороги хорошими. Это способно существенно изменить качество жизни россиян. 

5.    Каковы, по Вашему, критерии успеха софтверных компаний, работающих на благо туризма?
Критерии успеха любых компаний - в качестве продукта, не важно, хлеб это или программный продукт.  Первично качество и уважение к потребителю.

6.        Над чем сейчас работает Ваша компания? Какие ближайшие приоритеты в развитии?
Мы продолжаем развивать все наши решения, базируясь как на пожеланиях наших пользователей, так и исходя из собственных представлениях о трендах в туризме. Поскольку ПК САМО-турагент является самым тиражируемым решением для автоматизации турагентств в России, то логично, что самые большие усилия мы прикладываем к развитию и совершенствованию этого продукта.  Но так уж построен бизнес в САМО-Софт, что все наши продукты взаимосвязаны и развитие САМО-турагента влечет за собой и развитие поисковой системы Андромеда. А развитие Андромеды позволяет подумать об отдельных решениях для мобильных устройств на ее основе. Так, уже созданы мобильные решения для туроператоров, которые представлены в Андромеде, эргономичные и быстрые, позволяющие «приземлить» заявки туристов на агентства, использующие в своей повседневной работе САМО-турагент. Решение может быть как индивидуальное для одного туроператора, так и для многих. Попадая в Андромеду, туроператор получает:  1) качественный, технологичный доступ  почти к четырем тысячам турагентств; 2) возможность отдавать свой продукт для реализации другим туроператорам в режиме онлайн.  И наконец,  3) получить работающие приложение для iPhone, iPad, Android. Размышляем о развитие ресурса Samo.travel, который тоже основан на Андромеде.

7.        Приближается конец года. Вы довольны его предварительными итогами?
Не могу не отметить качественного роста продукта для принимающих туроператоров.  Сделано очень много, появилось несколько очень интересных серьезных пользователей. Возросла оценка продукта теми, кто давно использует SAMO-Incoming.  А количество обновлений САМО-турагента говорит о том, что то, что мы делаем - востребовано рынком. За счет внутренней реструктуризации сильно выросло качество сопровождения ПО. Реальное удовлетворение есть от того, что наши партнеры-туроператоры сумели  существенно увеличить свои объемы и наше программное обеспечение их не подвело. Радует, что во многих направлениях мы первые. Но всегда есть неудовлетворенность скоростью разработок. Хотелось бы большего, особенно, когда знаешь, чего хочется в итоге.  В любом случае, расслабляться нам еще рано. 

8.       Что такое для Вас «компания-идеальный клиент»?
Идеальный клиент тот, который знает, чего он хочет, умеет сравнить предложения и, пожалуй, самое главное, умеющий грамотно формулировать свои пожелания и требования к программному продукту. Когда есть представление о том, какая область работы должна быть выведена на новый качественный уровень с помощью it-технологий, будет и понимание, что требовать от выбираемого программного решения и соответственно от разработчика. Внедрения любого софта по умолчанию подразумевает повышение качества и эффективности работы компании. В противном случае, люди до сих пор писали бы на пергаменте, а не водили пальчиком по iPad.  

9.      Что Вы посоветуете новичкам, открывающим свое дело в конкурентной туристической среде?
Важно изначально осознать и ни на минуту не забывать о том, что среда реально конкурентная, а бизнес – низкомаржинальный.  Посоветую не открывать новую компанию, если нет идей, как сделать ее отличной от других.

10.  На рынке программных продуктов есть различные CRM-системы. Ваш софт как-то сравним с данными решениями?
Так таковых классических CRM сейчас много, но отнюдь не все годятся именно для туристической специфики. Точнее, в качестве CRM как простой базы данных по клиентам, конечно, подойдет любое самое простое решение, а вот для туризма, для турфирм, как  для специфичной области деятельности есть свои нюансы. То есть, турагенту надо будет куда-то вносить  информацию по турам, страховкам, визам, странам, доплатам и другим категориям данных, которые должны храниться в системе и корректно трансформироваться в отчеты.   Сложно, и мне кажется, невозможно,  провести четкую грань и  выделить функции, которые относятся к автоматизации, а какие к CRM, например, в нашем программном комплексе САМО-турагент. Наша концепция – не отделять CRM элементы в программе, а дополнять ими систему, делая ее более гибкой, эффективной и клиентоориентированной. САМО-турагент – это единая база по клиентам, их заявкам, маршрутам,   взаиморасчетами, со встроенными печатными формами и отчетами, системой напоминаний и организацией курьерской службы. Сюда же встроенные элементы e-mail и sms рассылки, календарь и органайзер для эффективной организации работы агента. Интеграция с другими специализированными программами, такими как 1C и банк-клиент  дает возможность экономить время сотрудников на ввод и дублирование необходимой бухгалтерской информации. И одно из важных преимуществ системы САМО-турагент- встроенная и бесплатная система поиска и бронирования туров по ведущим туроператорам системы. Достаточно зайти в специальный раздел и за несколько секунд найти все актуальные туры по всем туроператорам. А потом забронировать, не выходя из системы. Все эти функции тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Весь интерфейс пронизан подобными вспомогательными функциям, что и доказывает узкоспециализированную туристическую направленность. Боюсь, такими возможностями сегодня не обладает ни одна CRM, да простит меня Microsoft.

11.          Есть какие-то функции в софте, которые  Вы пока не торопитесь внедрять?
В агентском софте не реализуем мы пока те функции, которые на наш взгляд не несут особой полезности для большинства наших пользователей. Поскольку ПК САМО-турагент все-таки является массовым и универсальным инструментом для туристических компаний.  Для примера, это может быть функция считывания штрих-кода с подарочной или скидочной карты клиента, сканирование паспортных данных, интеграция с другими узкоспециализированными программами и приложениями.  Но оговорюсь, мы всегда принимаем во внимание просьбы, пожелания и идеи наших пользователей и рассматриваем возможности внедрения новых функций в порядке приоритетности на туристическом рынке. В операторском ПО все гораздо сложнее, другая специфика, другие масштабы, чуть другие приоритеты.

12.         Что в программах чаще всего требует обновления?
Безусловно, все изменяется и требует изменений. Меняются туроператоры, пересматривают свои приоритеты, видоизменяются направления, варьируются объемы перевозок – все это требует постоянных корректировок. Если 5 лет назад крупнейший оператор отправлял 1млн человек, то сейчас он отправляет 5млн человек – при этом улучшать программу надо не в 5, а в 10 раз, чтобы это адекватно соответствовало росту рынка. Плюс расставляются акценты: турфирмы все больше выходят в интернет, сети расширяются, появляются филиалы в десятках городов - все это вносит свои поправки с рабочие процессы и внедренное ПО. А ставшие уже трендом мобильные технологи?! Если есть спрос на нашем рынке, надо его обеспечивать соответствующими решениями и их поддержкой.

13.         Почему некоторые фирмы используют две программы?
Конечно, сами компании лучше за себя расскажут об этом. Я могу лишь предполагать. Например, говорили про TUI: это международная компания, которая работает и за пределами России, логично, что у них есть внутренние разработки, которые объединяют сеть их турфирм в разных странах. Кроме того, некоторые операторы стараются разделять свои собственные внутренние технологичные процессы от того, что доступно поисковым системам, агентам, всевозможным агрегаторам – это тоже может вызвать потребность в собственном ПО.

14.       Как Вы приспосабливаетесь к всемирной глобализации информационного пространства? Ведь можно же и не успеть?
Вопрос хороший. В  агентском решении предусмотрена система бронирования «Андромеда». Все наши партнеры-туроператоры размещают в ней свои предложения, их может бронировать любое турагентство. При этом мы готовы подключать к системе любого туроператора – даже если он работает через «свой» софт. Например, сейчас мы подключаем «Алеан». Он использует свое программное обеспечение в силу своей специфики (внутренний туризм). Буквально через пару недель любой агент, у которого есть наша программа, сможет забронировать тур «Алеана». Технически объединять базы данных, которые работают на разных платформах, - не проблема. Есть протокол обмена XML, который позволяет осуществлять этот обмен. Проблема в том, что его надо постоянно обслуживать: если мы что- то меняем в программе, то туроператор, работающий на своем ПО должен своевременно у себя делать соответствующие изменения, чтобы базы данных продолжали взаимодействовать.  По такой же схеме работаем с «Библио-Глобус». И это очень удобно, особенно в условиях нашего рынка: например, у нас сумасшедшие «плавающие» цены, изменяющиеся каждый час – это требует внесения изменений в большом числе баз данных, что было бы проще при такой «глобализации». В свою очередь между туроператорами и  принимающей стороной через наш софт налажен свой обмен данными. В итоге, все звенья цепочки взаимоотношений – «турист-турагент-туроператор-принимающая сторона» находятся в постоянном Online взаимодействии. И количество звеньев этой цепочки только увеличивается.

15.          А как на Западе?   
На Западе совсем другая специфика туристического бизнеса. Все намного четче, продуманнее и спокойнее. Агентства не закрываются и не открываются с такой периодичностью, как это происходит у нас, агентства работают на совсем другом уровне. Все это создает совершенно иную бизнес-атмосферу. Приведу пример TUI. В Европе есть оператор TUI и сеть агентств TUI, которые распространяют продукт только TUI . Цены там закреплены на весь сезон (ценообразование серьезно контролируется законом), никто в панике не бегает за клиентом, все происходит спокойнее. Это отражается и на специфике программ автоматизации – они заточены под Европейскую модель турбизнеса, под другие массивы информации (вспомним тот же пример с плавающими ценами в России, под которые приходится подстраиваться). Программ довольно много, не меньше дюжины, и все они довольно ровно распределены по рынку.

16.           IT-технологии в турбизнесе, как они должны работать на Ваш взгляд?
По сути, задача IT-технологий в туризме заключается в том, чтобы обеспечить оперативный проход и обмен актуальной информацией между всеми участниками рынка. Минутная задержка может привести к ощутимым убыткам. Приведу пример того, как это должно работать. Например, отель выпустил спецпредложение и предал его принимающим компаниям в городе, принимающие компании– передают их разным операторам в разных города, а те передают их агентам. При этом для каждого пункта назначения финальная цена автоматически должна изменяться – ведь у каждой турфирмы в каждой стране свои ценовые надстройки. Все это должно быть полностью автоматизировано. Так же работает цепочка в обратную сторону. Клиент покупает тур у агента, и все его данные идут обратно вплоть до отеля. Если на каком-то этапе приходится делать большую работу вручную, например, заново вводить паспортные данные, то ошибки неизбежны – срабатывает человеческий фактор. 


Если у Вас есть, о чем спросить Антона Россихина, Вы можете задать вопрос  в комментариях и получить ответ из первых уст.

0 коммент.:

Отправить комментарий